Easyelectronics.ru

Электроника для всех
Текущее время: 18 ноя 2017, 04:16

Часовой пояс: UTC + 5 часов



    • 10 шт. 2-слоя 100*100mm 2$. Быстрый заказ: JLCPCB.com
    • JLCPCB - это крупнейшая фабрика PCB прототипов в Китае.
    • Имеющий более 290,000 клиентов и выполняющий более 8,000 заказов в день.
    • LCSC - Крупнейший китайский онлайн магазин радиодеталей.

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 62 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 17 июн 2016, 20:12 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1095
ElecDron писал(а):
И фоторезист засвечивался до какой степени фиолетовости?


Меня не интересовала степень фиолетовости, для определения времени засветки существует калибровка, которая никак не полагается на свет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 17 июн 2016, 20:31 
Старожил

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 2095
Откуда: Тольятти
ElecDron писал(а):
Лампа у меня - Uniel 20W. А диодную матрицу я хочу сделать, но позже.


Такая?
.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 17 июн 2016, 22:07 
Старожил

Зарегистрирован: 11 фев 2016, 18:17
Сообщения: 291
evsi писал(а):
ElecDron писал(а):
для определения времени засветки существует калибровка, которая никак не полагается на свет.

Еще как зависит. Чем дольше светишь, тем темнее фоторезист.

Такая лампа:Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 17 июн 2016, 22:26 
Старожил

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 2095
Откуда: Тольятти
Имелось в виду, что в технологию нельзя закладывать потемнение резиста, хотя бы потому, что не всякий резист темнеет. В документации на резист указывается длина волны и удельная энергия экспозиции. Понятно, что на бытовых лампах не указывается никаких параметров. Тогда для отработки процесса нужно провести тестовую засветку, но поточнее выдержать условия проявки, и в дальнейшем руководствоваться полученной цифрой. Согласитесь, она будет более объективна, чем наши рассуждения "как оно должно быть", "надо как у других" и прочие косвенные признаки.

Также не надо сбрасывать со счета возможность старения материала, истекания срока годности, хранения при высокой температуре или в ненадлежащих условиях. У меня валяется уже два рулона резиста, которые вначале проявлялись, но потом перестали проявляться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 17 июн 2016, 22:36 
Старожил

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 2095
Откуда: Тольятти
И еще. Косвенным признаком того, что открытый резист засветился в самый раз, является то, что его поверхность при проявке не становится матовой. Небольшая матовость указывает на малую экспозицию и он начинает немного растворяться в проявителе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 18 июн 2016, 12:35 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1095
ElecDron писал(а):
Еще как зависит. Чем дольше светишь, тем темнее фоторезист.

Я разве сказал "не зависит"? Я сказал "не полагается".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 18 июн 2016, 12:41 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1095
iev91 писал(а):
Имелось в виду, что в технологию нельзя закладывать потемнение резиста, хотя бы потому, что не всякий резист темнеет. В документации на резист указывается длина волны и удельная энергия экспозиции. Понятно, что на бытовых лампах не указывается никаких параметров. Тогда для отработки процесса нужно провести тестовую засветку, но поточнее выдержать условия проявки, и в дальнейшем руководствоваться полученной цифрой. Согласитесь, она будет более объективна, чем наши рассуждения "как оно должно быть", "надо как у других" и прочие косвенные признаки.


Что бы учесть все эти моменты и делается калибровка. Например, так, как описано тут. Понятно, что статья несколько устарела, но сама методика калибровки вполне работоспособна.

Цитата:
Также не надо сбрасывать со счета возможность старения материала, истекания срока годности, хранения при высокой температуре или в ненадлежащих условиях. У меня валяется уже два рулона резиста, которые вначале проявлялись, но потом перестали проявляться.

Никогда не сталкивался с таким, даже если ФР был сильно просроченный. Разве что в процессе валяния он случайно засветился.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 18 июн 2016, 13:18 
Заглядывает иногда

Зарегистрирован: 03 дек 2015, 21:23
Сообщения: 128
Пользуюсь давно пленочным фоторезистом. Максимальное разрешение которое получалось дорожка 0,1 мм, между дорожками 0,1 мм. Из инструмента использую утюг и уф лампу. Печатную шаблон на специальной пленке(если брать универсальную то у нее одна сторона липкая и хорошо клеиться на плату). Проблемы вначале были такие 1. Отслаивание кусками из-за плохого обезжиривания и плохого прогрева утюгом.
2. Отслаивание маленьких участков из за строения фоторезиста(если посмотреть на просвет на нем появляются подтеки) попадание под фоторезист мелких частиц(от шкурки и т.д.)
3. Маленькая разрешающая способность из за неправильной времени засветки и использования не уф ламп

P.s эксеперементировал с разными инструментами, временим, материалами. Главное тут это УФ ламп, время засветки, качество материала, остальное ерунда


Последний раз редактировалось Kr0n4ik 18 июн 2016, 13:40, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 18 июн 2016, 13:39 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1095
Kr0n4ik писал(а):
P.s эксеперементировал с разными инструментами, временим, материалами. Главное тут это УФ ламп, остальное ерунда

И шаблон. Ну и выдержка, конечно. Если эти три пункта в порядке, то остальное, в принципе, легко решается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 18 июн 2016, 13:43 
Заглядывает иногда

Зарегистрирован: 03 дек 2015, 21:23
Сообщения: 128
evsi писал(а):
Kr0n4ik писал(а):
P.s эксеперементировал с разными инструментами, временим, материалами. Главное тут это УФ ламп, остальное ерунда

И шаблон. Ну и выдержка, конечно. Если эти три пункта в порядке, то остальное, в принципе, легко решается.

Ну шаблон там или есть черная или нет, конечно при печатание на хорошем принтаре качество лучше, но я и на плохом (с использованием дихлорэтана) хороши результаты получал

Вот такое получается на бюджетном принтаре, на плате qfn lqfp48, дорожки 0,3


Вложения:
P_20160527_121921.jpg
P_20160527_121921.jpg [ 130.19 Кб | Просмотров: 2969 ]


Последний раз редактировалось Kr0n4ik 18 июн 2016, 14:06, всего редактировалось 2 раз(а).
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 18 июн 2016, 13:55 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1095
Kr0n4ik писал(а):
Ну шаблон там или есть черная или нет, конечно при печатание на хорошем принтаре качество лучше, но я и на плохом (с использованием дихлорэтана) хороши результаты получал

Это только если тонер растворяется. Бывают и такие, на которых уплотнение не работает. Впрочем, дешевый струйный эпсон без особых заморочек позволяет получать весьма качественные шаблоны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 21 июн 2016, 21:21 
Заглядывает иногда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 май 2012, 22:45
Сообщения: 185
У меня 12W лампа, расстояние ~15-20см. Засвечиваю до 40 секунд


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 22 июн 2016, 22:32 
Старожил

Зарегистрирован: 11 фев 2016, 18:17
Сообщения: 291
У меня такой вопрос: чем вы ремонтируете дорожки 0.3мм, если у них образовался обрыв (ширина - 0.5мм где-то)?
А то я сейчас плату протравил, посмотрел через лупу - есть пара дорожек, у которых присутствует разрыв.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 23 июн 2016, 00:30 
Старожил

Зарегистрирован: 05 дек 2015, 16:56
Сообщения: 205
ElecDron писал(а):
У меня такой вопрос: чем вы ремонтируете дорожки 0.3мм, если у них образовался обрыв (ширина - 0.5мм где-то)?
А то я сейчас плату протравил, посмотрел через лупу - есть пара дорожек, у которых присутствует разрыв.

Одной жилой из многожильного провода... Сверху пропаиваем над дорожкой и местом обрыва.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 10 июл 2016, 16:20 
Старожил

Зарегистрирован: 11 фев 2016, 18:17
Сообщения: 291
Продолжу спрашивать в этой теме. На этот раз интересует вопрос про металлизацию отверстий ПП. Пробовал делать с помощью проволочки - да работает, но поверхность платы становится неровной после пайки, и паяльная маска через ткань ложится неровно. Подумал о более взрослом методе - гальваническом осаждении меди. Рецепты и инструкции в интернете есть, но вопросы остались:
1. Как сделать отверстия токопроводящими? Говорят нужен спрей Graphit 33. А как его в мое отверстие диаметром 0.4 мм влить?
2. Куда девать раствор после завершения процесса? Выливать вроде жалко.
3. Говорят, что для получения адекватного результа нужны блескообразующие добавки... Что это такое, где взять? Какие пропорции?
4. Если использовать такой метод металлизации, то на каком этапе изготовления ПП его нужно применять? (нанесение фотошаблона, травление, сверление...)

Спасибо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 10 июл 2016, 16:52 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2010, 23:09
Сообщения: 3074
Откуда: Армения
Есть спецзаклепки, сам пока не тестил, но собираюсь выписать и попробовать.
СОгласно таблице мин. доступный внутр. диаметр 0.4мм, при внешнем 0.6мм.
http://www.rembrandtelectronics.com/for ... 4x06mm.png


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 10 июл 2016, 18:18 
Старожил

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 2095
Откуда: Тольятти
Процесс весьма геморойный и требует химикатов. Сначала плата погружается в горячий раствор, который умеет осаждать медь при нагревании на все, что есть, в том числе и на стенки отверстий в плате. Наносится 1 микрон меди, после этого делается гальваническое покрытие медью всей платы под действием тока.
http://blog.tep-nn.ru/?p=1914
http://electronix.ru/forum/lofiversion/ ... t2766.html

Для одной платы непонятно, ради чего столько труда.
А для партии - есть специалисты, которые сделают это лучше и дешевле.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 10 июл 2016, 20:16 
Старожил

Зарегистрирован: 11 фев 2016, 18:17
Сообщения: 291
Заклепки объемные. Маску ровно вроде не положить.

А клей Контактол? Влить его в отверстие и все. Только вот как он себя ведет при высоких температурах, когда паяешь SMD, который расположен рядом?
Или токопроводящая паста?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 10 июл 2016, 20:57 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1095
ElecDron писал(а):
Продолжу спрашивать в этой теме. На этот раз интересует вопрос про металлизацию отверстий ПП.

Почитайте в моем блоге в сообществе, там есть весь процесс в деталях.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 11 июл 2016, 02:51 
Старожил

Зарегистрирован: 06 ноя 2013, 16:07
Сообщения: 467
Откуда: Германия
А зачем накладывать маску после пайки переходных?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 11 июл 2016, 15:10 
Старожил

Зарегистрирован: 11 фев 2016, 18:17
Сообщения: 291
Хм, затем же зачем на заводах делают маску) Защита, удобство будущей пайки компонентов, товарный вид...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 11 июл 2016, 15:44 
Старожил

Зарегистрирован: 06 ноя 2013, 16:07
Сообщения: 467
Откуда: Германия
А почему ее нельзя наложить до пайки переходных?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 13 июл 2016, 15:40 
Старожил

Зарегистрирован: 11 фев 2016, 18:17
Сообщения: 291
А как же тогда сами отверстия запаивать. Ведь маска по логике должна их покрывать. А так получается, что есть запаянное отверстие, а вокруг него маска.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 13 июл 2016, 15:48 
Старожил

Зарегистрирован: 06 ноя 2013, 16:07
Сообщения: 467
Откуда: Германия
Да, via будут открытые.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Изготовление печатной платы
СообщениеДобавлено: 13 июл 2016, 16:10 
Старожил

Зарегистрирован: 10 окт 2014, 00:48
Сообщения: 3360
Закрытые VIA плохи даже при фабричном производстве, а уж про ""наколенночное" и вспоминать не стоит.
Для VIA (заводское изготовление) я убираю маску в верхнем слое (TOP), но обязательно оставляю в нижнем. Чтобы можно было прозвонить/пропаять, если что.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 62 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB