Easyelectronics.ru

Электроника для всех
Текущее время: 30 апр 2017, 14:02

Часовой пояс: UTC + 5 часов



    • Изготовление печатных плат. Примерные цены: 10 штук 2-слоя 100*100mm 8.21$ или около ~470 рублей
    • Создание принципиальных схем и проектирование печатных плат
    • Симуляция работы на spice моделях
    • Просмотр GERBER файлов

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 05 фев 2017, 21:42 
Свой человек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2016, 00:04
Сообщения: 108
Откуда: Россия, Москва
Долго подстраивал расстояние от лампы до платы и время экспонирования. Раза с восьмого или девятого удалось получить наилучший результат, который у меня выглядит так:

Изображение

Как видите, не без дефектов - пришлось подрисовывать маркером.

Моя лампа: https://www.chipdip.ru/product/lh26-fs-blb-e27
Мой фоторезист (новый, вряд ли засвечен): https://www.chipdip.ru/product0/9000033470

Плату помыл с моющим средством и тщательно просушил, руками не трогал (до этого пробовал ластик, ластиком получалось хуже). ФР прижимал долго и тщательно. Использовал два стекла от книжных полок, верхнее протер салфетками от монитора с обеих сторон. Для пресса использовал 4 блина от гантелей по 4-м сторонам. Расстояние до лампы - 20 см, время экспонирования - 15 минут. В кальцинированной соде только слегка полоскал, никакой щеткой не тер.

С чем связано то, что ФР не перенесся справа у края я догадываюсь - нужно было оставить хотя бы 1 см пустого места.

А в чем могут быть причины того, что он плохо перенесся в середине? Рабочая версия - что нужно купить перчатки и куски чистого нового оргстекла, но интересно, на что еще стоит обратить внимание.

_________________
http://eax.me/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 05 фев 2017, 23:27 
Только пришел

Зарегистрирован: 02 фев 2017, 00:22
Сообщения: 19
А чем фотошаблон делаете? Дорожки должны быть непрозрачны на свет. Я печатаю на спец. пленке для лазерных принтеров, а потом немного держу над парами растворителя.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 05 фев 2017, 23:38 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2014, 11:06
Сообщения: 889
Откуда: Курск
У меня с российским тоже не сложилось. Купил тут (не реклама) https://p-plata.ru/category/fotorezist/ и сразу стало получаться. Такой же лампой как у вас сантиметров с 10-15 засвечиваю около 2.5 минут.
Я напечатал шкалу с цифрами и засвечивал постепенно прикрывая. Потом прикинул оптимальное время. У импортного фр еще плюс - он цвет меняет, то есть видно что засветился. Удобно


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 09:17 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 апр 2010, 08:38
Сообщения: 4531
Откуда: Усинск, республика Коми
Я лично ушел от ФР. Сейчас отдаю предпочтение китайской желтой бумаге для ЛУТ. Переносимость 100% через 2 минуты нагрева утюгом. Весь процесс переноса занимает 10 минут с учетом прогрева утюга.

_________________
хаос это непознанный порядок


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 09:45 
Свой человек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2016, 00:04
Сообщения: 108
Откуда: Россия, Москва
Dima2015 LOMOND 0703415. Над парами растворителя подержать попробую, спасибо.

Cthulhu, спасибо за совет.

BigLeha, ЛУТ к сожалению легко передержать, после чего дорожки плывут и склеиваются. Для SMD делать платы с ним сложно.

_________________
http://eax.me/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 09:54 
Старожил

Зарегистрирован: 16 ноя 2012, 07:47
Сообщения: 2130
ЛУТ, если с ламинатором, выходит вполне неплохого качества, 0.2 почти всегда получается. Главное не слишком жирно печатать, а то и правда растечется. Делал на бумаге от факсов в рулонах, стоит копейки, размачивается за 5 минут и сходит целиком, без белого налета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 12:39 
Свой человек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2016, 00:04
Сообщения: 108
Откуда: Россия, Москва
Hold писал(а):
ЛУТ, если с ламинатором, выходит вполне неплохого качества, 0.2 почти всегда получается. Главное не слишком жирно печатать, а то и правда растечется. Делал на бумаге от факсов в рулонах, стоит копейки, размачивается за 5 минут и сходит целиком, без белого налета.


Это интересно. Посоветуете конкретную модель ламинатора?

_________________
http://eax.me/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 13:19 
Старожил

Зарегистрирован: 10 окт 2014, 00:48
Сообщения: 2606
search.php?keywords=%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80&terms=all&author=&sc=1&sf=all&sk=t&sd=d&sr=topics&st=0&ch=300&t=0&submit=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 14:45 
Свой человек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2016, 00:04
Сообщения: 108
Откуда: Россия, Москва
Понял, принял. FGK 260 выглядит похожим на то, что мне нужно.

_________________
http://eax.me/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 17:59 
Старожил

Зарегистрирован: 16 авг 2012, 23:27
Сообщения: 1409
Откуда: Москва
afiskon писал(а):
Мой фоторезист (новый, вряд ли засвечен): https://www.chipdip.ru/product0/9000033470

В последний раз когда я покупал фоторезист в этом месте он был даже хуже чем тот что у меня дома два года лежал.
Возьмите лучше "Ordyl Alfa 340" в продиэлкоме, Ordyl сам по себе гораздо лучше, несвежий там ни разу не попадался, однажды правда мятый был, но заменили без вопросов и даже мятый мне оставили. И он там в 5 (пять!) раз дешевле.

Заготовку тру жесткой стороной мочалки для посуды с пемолюксом, кстати мочалку нужно для этого отдельную завести новую и ничего жирного ей не мыть. Мою пока не станет равномерного матового медного цвета. Потом тщательно промываю в горячей и холодной воде. Высушиваю одноразовым бумажным полотенцем. Наклеиваю фоторезист, если он свежий то липнет сразу и намертво при первом же прикосновении к плате, оторвать без повреждений не выйдет, потому делать это нужно очень аккуратно. Когда не было ламинатора, после наклейки продавливал всю поверхность пальцами, с ламинатором просто пропускаю через него пару раз с тёплыми, но не горячими валами. Между засветкой и проявкой держу плату в темноте минут 20, рекомендуется не меньше 10 минут.
Вот после всего этого дорожки от платы отодрать крайне сложно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 19:12 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 май 2013, 20:43
Сообщения: 2673
Откуда: Кемеровская область, Киселевск
Фоторезист не простой техпроцесс и требует соблюдения всех норм. Нельзя просто так взять и получать качественные результаты сразу.

_________________
RADIOWOLF.RU


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 21:52 
Старожил

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 1354
Новичкам: тщательно обезжиривайте тесктолит.

И один совет для опытных. Этот момент я открыл недавно.
Иногда случался почти брак при травлении. Возле дорожек оставался шлейф, как будто не до конца смылся резист при проявке. Со временем понял, что брак зависит от того, сушу ли я плату, или промокаю впитывающей салфеткой, или травлю сразу. Оказалось, что вода в кране - это просто кью, в ней много солей кальция. При высыхании они образуют разводы, в которых скорость травления снижается вдвое. Теперь после проявления я оставляю плату в воде, которую сливаю непосредственно перед травлением. Возможны варианты, такие как дистиллированная вода для промывки, или добавить "трилон Б", или слабая лимонка. Но я ничего этого не пробовал, а пока остановился на достигнутом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 07 фев 2017, 20:06 
Свой человек

Зарегистрирован: 10 фев 2016, 19:55
Сообщения: 90
afiskon писал(а):
Долго подстраивал расстояние от лампы до платы и время экспонирования. Раза с восьмого или девятого удалось получить наилучший результат, который у меня выглядит так:
Плату помыл с моющим средством и тщательно просушил, руками не трогал (до этого пробовал ластик, ластиком получалось хуже). ФР прижимал долго и тщательно. Использовал два стекла от книжных полок, верхнее протер салфетками от монитора с обеих сторон. Для пресса использовал 4 блина от гантелей по 4-м сторонам. Расстояние до лампы - 20 см, время экспонирования - 15 минут. В кальцинированной соде только слегка полоскал, никакой щеткой не тер.
С чем связано то, что ФР не перенесся справа у края я догадываюсь - нужно было оставить хотя бы 1 см пустого места.
А в чем могут быть причины того, что он плохо перенесся в середине? Рабочая версия - что нужно купить перчатки и куски чистого нового оргстекла, но интересно, на что еще стоит обратить внимание.

Пользуюсь таким же фоторезистом, так же беру в Чип-Дипе. Результатом очень доволен -- норма 0.25/0.25 для дорожек стала обычным явлением.
Плату мою средством "Cilit для снятия налёта и ржавчины" (в состав входит щавелевая кислота) с помощью губки (жесткой стороной). После ополаскиваю водой и вытираю насухо бумажной салфеткой -- руками поверхность не трогать!
Ламинатора нет, поэтому после наклейки фоторезиста проглаживаю утюгом через несколько листов бумаги. Утюг должен быть достаточно горячим, но главное не перестараться, а то фоторезист от перегрева портится -- появляются беловатые пятна.
У фоторезиста есть срок годности (на упаковке должен быть штампик с месяцем и годом). Если до конца срока годности остается 2-3 месяца, то желательно после наклейки фоторезиста и прогрева плату поместить под пресс на 1-2 часа. Прессом у меня служит струбцина, сдавливающая плату с двух сторон. Если фоторезист свежий (липнет к плате похлеще скотча -- чуть коснулся и не отодрать), то пресс можно не использовать.
Теперь что касается засветки -- нужно использовать такой источник УФ, что бы время засветки было около 30 сек. Иначе фотошаблон должен быть очень высокого качества. При времени засветки 30 сек можно использовать не очень качественные фотошаблоны. Печатаю на лазернике HP CP1025, при этом можно печатать с экономией тонера и всё равно получается качественная плата.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 07 фев 2017, 20:30 
Свой человек
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2016, 00:04
Сообщения: 108
Откуда: Россия, Москва
Благодарю за советы!

Еще такой вопрос, скорее из любопытства. Можно ли перед нанесением ФР мыть стеклотекстолит в ультразвуковой ванне со средством вроде Solins US (написано, что снимает жир в том числе) или возможно каким-то еще?

_________________
http://eax.me/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нужен совет по поводу изготовления плат с помощью ФР
СообщениеДобавлено: 08 фев 2017, 15:17 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 677
afiskon писал(а):
Еще такой вопрос, скорее из любопытства. Можно ли перед нанесением ФР мыть стеклотекстолит в ультразвуковой ванне со средством вроде Solins US (написано, что снимает жир в том числе) или возможно каким-то еще?

Идеальное (во всех смыслах) средство для подготовки платы к накатке фоторезиста - чистящий порошок для посуды типа "пемолюкс" и ему подобные. Чуть-чуть порошка на смоченную водой плату, губкой для мытья посуды (мягкой стороной) равномерно чистим поверхность платы, смываем и смотрим, что бы вода растекалась по всей поверхности заготовки тонким слоем. Если, после смывания порошка, на каких-то участках вода собирается каплями - повторяем обработку этих мест.

Чуть-чуть теории: фоторезист по сути держится за микронеровности поверхности. Обработка описанная выше создает практически идеальные условия для фоторезиста. Просто снять жир и загрязнение тут недостаточно для получения стабильного результата. Замечу, что и в промышленности применяют очень похожую обработку при подготовке плат.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB