Easyelectronics.ru

Электроника для всех
Текущее время: 18 окт 2018, 19:07

Часовой пояс: UTC + 5 часов



    • JLCPCB - Прототипы 10 PCBs всего за 2$ (100*100mm, 2-layer)
    • Как мы делаем платы, смотрите на YouTube
    • Крупнейшая китайская фабрика прототипов. 300000+ заказчиков и 10000+ заказов в день!
    • LCSC - Крупнейший китайский онлайн магазин комплектующих.

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 149 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 04 дек 2017, 19:26 
Старожил

Зарегистрирован: 10 окт 2014, 00:48
Сообщения: 5004
Не понимаю я вас. Зачем нужен [] на собственную []?
Сходил в аптеку, взял перекиси, добавил лимонки, посолил. Всё стоит "копейки" и всегда есть в наличии. Травится 6 минут. Раствор всегда "свежий".
У меня стоят две банки персульфата, нет никакого желания его использовать. Не говоря уж про ХорошееЖелезо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 04 дек 2017, 19:28 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2412
BusMaster писал(а):
Персульфат аммония - тоже зэр гут. Прозрачный, не пачкающий раствор, не вредит бытовой канализации

Вот только в силу того, как работает травление у персульфатов, травят они весьма неравномерно и дают большой боковой подтрав. В промышленности персульфаты используются только для микротравления для придания поверхности меди шероховатости.


P.S. все растворы, которыми травят платы, после травления ядовиты и представляют угрозу для окружающей среды. тип раствора не играет роли, поскольку ядом является медь. так что хоть персульфат и не вредит канализации это вовсе не повод его туда сливать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 04 дек 2017, 19:33 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2412
VivalzarD писал(а):
Соляная и серная кислоты это все таки опасные реактивы. Аккумуляторный электролит, будучи "накапан" на штаны, оставляет тебя без тех самых штанов. Туда же и легкие уходят - причем совсем незаметно.

Для этого надо что бы раствор стоял открытым и долго. Что, как бы, не совсем разумно из любых соображений.
VivalzarD писал(а):
Слишком быстрое травление может и злую шутку сыграть, когда тонкие дорожки из-за поддтрава "съест", и все придется переделывать.

Опасность представляет не скорость, а боковой подтрав. Персульфат травит медленнее, но риск перетравов куда выше, чем в растворах типа "кислота + перекись". Там за счет высокой равномерности риск перетравов куда меньше, поскольку редко возникает ситуация, когда часть платы уже полностью вытравилась, а остальную еще надо дотравливать.
VivalzarD писал(а):
Не знаю как будет идти реакция с серной кислотой в присутствии поваренной соли, но с концентрированной серной медь вступает в реакцию с выделением оксида серы, которым нехило так можно травануться.

Для этого нужны куда более высокие концентрации, чем в электролите.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 04 дек 2017, 19:36 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2412
dev писал(а):
Я пробовал - совершенно не понравилось. Во первых, получил тот самый разогрев - из 100 мл раствора вылезло несколько литров пены. Во вторых, весь металл в радиусе метра окислился, даже нержавейка. В третьих, результирующая жидкость работает совершенно непредсказуемо - то медь просто розовеет за несколько часов лежания, то добавишь немного перекиси - съедает все за минуту, а потом опять не работает.

Правильный состав не разогревается и со временем превращается в раствор двуххлористой меди, который вообще не выделяет газ в процессе, не "газует" и не содержит кислоты, которая бы могла что-либо окислить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 04 дек 2017, 20:31 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июл 2017, 11:48
Сообщения: 2377
Медь вредна для окружающей среды?? Ну уж... Медь - входит в состав природных минералов. Малахит - это карбонат меди, пожалуй, самый известный минерал на основе меди. Ну а медный купорос, он же сульфат меди - это вообще удобрение для растений, да и в медицине тоже известен. Так что зря вы на медь так.
И уж тем более, что городская канализация - она же не проточная. Сначала собирается в отстойниках с весьма отвратительным запахом и сильными реагентами, в том числе и биологическими.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 04 дек 2017, 20:57 
Супермодератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 янв 2010, 07:40
Сообщения: 5061
Откуда: Новосибирск
Ну вредит видимо не чистая медь, а ее соединения с чем-то. Сколько таких соединений опасны и сколько безопасны?

_________________
Ищу работу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 05 дек 2017, 00:19 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2412
BusMaster писал(а):
Медь вредна для окружающей среды??

Да, я тоже был удивлен. Тем не менее это так. Тот же купорос не очень ядовит для людей, но весьма токсичен для рыб.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 05 дек 2017, 06:57 
Старожил

Зарегистрирован: 07 сен 2011, 11:34
Сообщения: 1202
Откуда: Сибирь-матушка.
Видимо пиндорсы ничего не понимают в химии, если массово применяют медь для водопроводов.

Любое вещество имеет опасные концентрации, даже вода, "можно" столько воды выпить, что организм умрет от обессоливания. ;)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 05 дек 2017, 10:35 
Старожил

Зарегистрирован: 02 дек 2010, 13:52
Сообщения: 4460
Откуда: п. Борок, Ярославская область
Важны два фактора:
1. В каком составе медь, что за соединение
2. Какая концентрация
Собственно это касается любого вещества.

Не нравится "губить" природу сливанием реактивов в канализацию? Выращивайте красивые кристаллы. Отработанный раствор от хлорного железа (там где почти все уже стало хлоридом меди) можно использовать для выращивания кристаллов того самого хлорида меди. У меня пару раз получалось из "отработки" вырастить красивые зеленые кристаллы размером с лесной орех. Долго правда очень.

Еще медь можно аккуратно вытащить из раствора разными ухищрениями. Электролизом например, или хим-реакцией. В отработку от ХЖ достаточно окунать пучок гвоздей, затем с них соскабливать рыхлую медь, промывать ее и сразу сушить. Потом ее можно много куда применить, например как наполнитель в эпоксидку или для токопроводящего клея.

Кароч - способов тьма, было бы желание.

_________________
Ёж птица гордая, пока не пнешь - не полетит.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 05 дек 2017, 13:41 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2412
vtral писал(а):
Видимо пиндорсы ничего не понимают в химии, если массово применяют медь для водопроводов.

В чистом виде медь достаточно инертна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 05 дек 2017, 16:26 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2013, 16:07
Сообщения: 576
Откуда: Германия
evsi писал(а):
Правильный состав не разогревается и со временем превращается в раствор двуххлористой меди, который вообще не выделяет газ в процессе, не "газует" и не содержит кислоты, которая бы могла что-либо окислить.


Ну вот, вроде, и пропорции по статье делал - вроде нигде с переводом не ошибся. И цвет красивый получился - а не работает как обещали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 05 дек 2017, 16:33 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2412
dev писал(а):
И цвет красивый получился - а не работает как обещали.

Изначально раствор прозрачный, красивый цвет он приобретает по мере накопления в нем меди.

P.S. совершенно аналогичный раствор можно получить если растворить двуххлористую медь в воде. она продается в виде реактива, но, в отличие от купороса, это довольно дорогой реактив.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 08 дек 2017, 17:59 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2016, 00:04
Сообщения: 251
Откуда: Россия, Москва
Интересный способ, спасибо.
Цитата:
Хотел вынести на обсуждение, посмотреть получится ли еще у кого то сделать также. Дает ли метод 100% результат. Какие косяки. В общем пообсуждать

Как я понял из статьи, довольно легко совершить ошибку и перенести рисунок с артефактами. Да, ну и должно быть ацетоном все воняет будь здоров.

С фоторезистом может с первого раза не получиться, но зато когда подберете время экспозиции и тд воспроизводимость намного выше. Плюс не нужно специально лазерный принтер покупать - подойдет и лазерный, и струйный. Тут я описывал что использую для ФР.

_________________
https://eax.me/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 23 апр 2018, 17:11 
Заглядывает иногда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 июл 2014, 20:15
Сообщения: 76
vtral писал(а):
В итоге наступил на горло жабе и купил пачку специальной термотранферной бумаги для твердых поверхностей от Ломонд.



марку не припомните
а то читал тут(в эпическом старо-русском стиле), что налет остается не смываемый

вот и ссылочку нашел viewtopic.php?f=15&t=1962


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 23 апр 2018, 18:43 
Старожил

Зарегистрирован: 07 сен 2011, 11:34
Сообщения: 1202
Откуда: Сибирь-матушка.
Артикул видимо: 0807435


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 23 апр 2018, 19:04 
Заглядывает иногда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 июл 2014, 20:15
Сообщения: 76
т е
получается это у товарища там что-то не так
или с бумагой может что?
и наверное самый важный вопрос: в чем травите?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 24 апр 2018, 12:42 
Старожил

Зарегистрирован: 07 сен 2011, 11:34
Сообщения: 1202
Откуда: Сибирь-матушка.
С руками у него что-то. И с нервишками совсем плохо, к доктору.

Травлю иногда хлорным, чаще перекисью, не важно чем.
По началу, пока руку не набил, получал мельчайшие сквозные протравы в дорожках, поры в тонере были.


Последний раз редактировалось vtral 25 апр 2018, 05:00, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 24 апр 2018, 12:45 
Заглядывает иногда
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 июл 2014, 20:15
Сообщения: 76
ок
спасибо за ответ
будем попробовать


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 24 апр 2018, 14:22 
Старожил

Зарегистрирован: 19 мар 2011, 05:05
Сообщения: 2434
в чем выразилась набивка руки, что поры пропали?

а если взять и сравнить под лупой/микроскопом до лужения одинаковой ширины дорожки, протравленые перекисью и хлорным?
у меня вот нет такой возможности сейчас(

но у меня такое ощущение, что помимо пор в тонере оно еще подъедает и по краям дорожек (и тут где-то выше или в соседних темах народ о том же говорит)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 24 апр 2018, 15:53 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2412
goreprogrammist писал(а):
в чем выразилась набивка руки, что поры пропали?

а если взять и сравнить под лупой/микроскопом до лужения одинаковой ширины дорожки, протравленые перекисью и хлорным?
у меня вот нет такой возможности сейчас(

но у меня такое ощущение, что помимо пор в тонере оно еще подъедает и по краям дорожек (и тут где-то выше или в соседних темах народ о том же говорит)


Растворы на основе перекиси меньше прощают ошибки/проблемы с тонером/фоторезистом. Это правда. Но вот боковое подтравливание у таких растворов меньше. Другими словами - если есть поры/дырки в шаблоне/тонере, то перекись куда лучше их протравит. Но при этом меньше лезет под нормальный тонер/фоторезист.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 24 апр 2018, 15:56 
Старожил

Зарегистрирован: 19 мар 2011, 05:05
Сообщения: 2434
ясно. но это не отвечает на вопрос, что делать с порами. ацетоновую баню?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 24 апр 2018, 16:15 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2412
goreprogrammist писал(а):
ясно. но это не отвечает на вопрос, что делать с порами. ацетоновую баню?

Как вариант. Или уплотнитель тонера. Но на практике это зависит от тонера. Некоторые принтеры (например, самсунги поновее) используют тонер, на который ни ацетон, ни уплотнитель не действуют. Возможно сработает прогрев платы до определенной температуры (что бы немного оплавить тонер), но температуру и время надо подбирать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 24 апр 2018, 18:25 
Старожил

Зарегистрирован: 07 сен 2011, 11:34
Сообщения: 1202
Откуда: Сибирь-матушка.
Уже описывал, грею на утюге и дополнительно паяльным феном прогреваю дорожки тонера до оплавления. Они начинают блестеть, поры закрываются. Отделяю с угла, подав каплю спирта в место контакта бумаги с фольгой. Отделяется почти без усилий. Как только появляется усилие, добавляю каплю спирта...

Платы делаю односторонние обычно, часто на алюминиевой основе, они только односторонние бывают.
Компоненты мельче 0805 обычно не применяю, тяжело уже по зрению с мелочью работать.

Да, перекисью очень понравилось как травит. Очень точно и аккуратно, 0,2/0,2 получается легко. Специальный аквариум для этого тоже тут показывал. Кому нужно, тот найдет.

Железом травлю только мелочи несложные, когда лениво перекись бодяжить и аквариум доставать с полки.
Раньше было сложновато лимонную кислоту купить, мелкая расфасовка дорого выходила. Недавно прикупил почти 5 кг одной банкой. Теперь хватит на долго.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Делаем платы дома с помощью ацетона. ЛУТ без утюга.
СообщениеДобавлено: 06 май 2018, 14:56 
Старожил

Зарегистрирован: 07 сен 2011, 11:34
Сообщения: 1202
Откуда: Сибирь-матушка.
Дополнение про термотрансферную бумагу, пока вспомнил...
Печатать по прямому тракту принтера, открыв для этого окно в принтере и переключить печку на малый прижим бумаги. Иначе высок риск намотки термотрансферной на горячий барабан, что у меня и случилось, забыл об этом, пришлось принтер разбирать...
Отпечаток вырезать чуть больше габарита заготовки платы по двум противоположным сторонам, так легче будет начинать отделение от платы.
Припекать по технологии, описанной на упаковке. Для указанного Ломонда это нагрев до 120С градусов и давление. Припекается очень сильно. Отделять после остывания, подавая по капле спирт. Отделяется хоть и легко, но с усилием.
После отделения осмотреть перенесенное изображение, если уже равномерно блестит, дополнительного прогрева не требуется, поры уже закрылись.

Вчера так делал плату для прототипа нового девайса, получилось с первого раза, сразу блестело, пор не было.
Подвела перекись. Видимо выдохлась, давно куплена была. Травление не начиналось, пока не растворил дополнительно упаковку гидроперита. И даже после этого травилось медленно. Надоело ждать, достал старое железо, подогрел в микроволновке и за пять минут дотравил плату до финиша. Получилось очень хорошо. Граница платы шириной 0,1 мм вытравилась совершенно четко, без разрывов и подтравов. Остальное тем более.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 149 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB