Easyelectronics.ru

Электроника для всех
Текущее время: 19 июл 2018, 22:29

Часовой пояс: UTC + 5 часов



    • JLCPCB - Платы прототипов всего за 2$ c бесплатной доставкой (при первом заказе)
    • 10 PCBs за $2 для 2 слоев, $15 для 4 слойной, $74 для 6 слойной платы.
    • Крупнейший китайский производитель прототипных плат. 290000+ клиентов & 8000+ заказов в день!
    • LCSC - Крупнейший китайский онлайн магазин радиодеталей.

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2017, 17:27 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июл 2017, 11:48
Сообщения: 1951
https://www.youtube.com/watch?v=AUMoAxxHH98&t=266s
там вообще показано чето вроде как стеклом раздавливают.
Обычно нанесение паст - методом шелкографии с последующей термосушкой. Че там в тюбике - хз, по-китайски читать не умею.
Пользовался двухкомпонетнтой пастой https://www.chipdip.ru/product/xv-501-t-4-smart - хорошие результаты.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 27 дек 2017, 17:34 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 2921
Откуда: Тольятти
Я пользовался XV-501, результаты неплохие, но процесс очень хлопотный. Имеет смысл только на выставку или если себя ну очень уважаешь. Я сейчас отказался в пользу лужения.
Оптимальная засветка у меня была в районе 3.5-4 минут, лампа черная 9Вт, расстояние 10 см.

Подскажу один лайфхак для 2-компонентной. Я делал неполную сушку, вместо 45 минут - примерно 20, чтобы легче отмывалась, а чтобы шаблон не прилипал к полусырой маске, я ламинировал ее куском защитной лавсановой пленки, оставшимся от фоторезиста. После экспонирования пленка легко отрывалась, а поверхность маски становилась более глянцевой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 27 дек 2017, 18:43 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
BusMaster писал(а):
Обычно нанесение паст - методом шелкографии с последующей термосушкой. Че там в тюбике - хз, по-китайски читать не умею.

С вероятностью 99.99% там обычная однокомпонентная маска. Такие маски наносят через сетку не наносят, для них применяются другие способы, в частности "раздавливание" стеклом или размазывание с помощью края стекла (или чего-то подобного). Маска в процессе нанесения накрыта лавсановой пленкой. Потом засветка, промывка и маска готова. По качеству несколько хуже двухкомпонентной (существенно больше подвержена сколам), но в большинстве случаев вполне адекватна задаче. Технологически значительно проще.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 27 дек 2017, 18:50 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
mazahakka писал(а):
зеленной и синей априори у нас в городе нету, видимо не самая популярная, раз не привозят (фейспалм)
черную не советую брать вообще. нифига невидно, куда фотошаблон прикладывать
накладывать маску нужно до этапов сверловки

Учитывая, что такие маски склонны к сколам, то до сверловки накладывать ее не стоит. К тому же она относительно легко вымывается, так что проблем с отверстиями не возникает.
mazahakka писал(а):
выяснил что время засвета для меня в районе 35мин до 1час30.

Я бы порекомендовал сделать более мощный источник (или перейти на светодиодный). Обычно маска засвечивается не более 10мин.
mazahakka писал(а):
либо делать контрольные отверстия в платах

Лучше специальные контрольные отметки (есть разной формы и размера) за пределами основного поля платы по диагонали. Если правильно наносить маску (только на саму плату, без залезания на контрольные отметки), то совмещать будет вполне удобно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 27 дек 2017, 20:01 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
mazahakka писал(а):
2 "штукатурка" кредиткой - маска сильно жидкая. более менее однородный слой получается при пипец какой толщине маски, а нам надо минимальная толщина

Кредитка это плохой инструмент. Гораздо лучше результат получается с "ограничителем" из скотча.
Идея такая: кладем заготовку на ровную жесткую подложку и клеим к подложке с помощью двух полосок скотча. Скотч клеится параллельно по краям платы. Лучше вдоль длинной стороны платы (обычно так удобнее). Скотч должен быть по возможности близко к краю платы (имеется в виду собственно плата, а не заготовка) и параллельно этому краю. Например, сверху и снизу платы. Затем наливаем/выдавливаем из шприца порцию маски начиная от края платы (край перперндикулярный скотчу). Сверху кладем лавсановую пленку. Лучше пленку, в которую заворачивают цветы, она имеет оптимальную толщину. И последний (он же самый ответственный этап): размазывание. Для него нужен жесткий ровный предмет с ровным краем (который и будет рабочим) который длиннее, чем расстоянием между краями платы (полосками скотча). Хорошо подходит толстое стекло с обработанным краем, иногда годится старая (толстая) коробка от CD/DVD, я пробовал еще ровный закаленный круглый пруток. Размазывание делается так: кладем выбранный предмет на пленку, перпендикулярно полоскам скотча на тот край, куда уже намазана маска. Затем неспеша с легким нажимом (что бы предмет постоянно касался через лавсан скотча) проводим предметом в дол полосок скотча. Сильно давить не следует - скотч проминается и толщина маски плавает (что хорошо заметно по цвету маски). Если подложка и выбранный предмет достаточно ровные, то на выходе получаем заготовку с равномерно нанесенной маской. Суть всей конструкции как раз в этих полосках скотча. Они выполняют роль ограничителя и задают толщину слоя маски. Если слегка набить руку, получается достаточно быстро и вполне качественно.
mazahakka писал(а):
у меня батарея с 4 уф ламп по 9вт на расстоянии 21 см. фоторезист phofilm засвечивает за 40 сек, riston 1 мин 15 секунд (дошел до технологии 0.2мм - меньше пока не пробывал)

По идее такой фонарь вполне должен засвечивать маску. Хотя с желтой мне не доводилось иметь дело, возможно она хуже сушится.

P.S. судя по остальному тексту, главная проблема еще впереди - фотошаблоны слабоваты. собственно, "прикипание" маски на падах это один из признаков. с хорошими фотошаблонами "передержка" маски только улучшает ситуацию - меньше шансов смыть нужное при промывке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 00:14 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июл 2017, 11:48
Сообщения: 1951
Струйник для фотошаблона не годится никчерту! Проверено уже. Только лазерник. А для уплотнения тонера можно либо побрызгать на него специальным уплотнителем тонера, либо подвесить шаблон над ацетоновой ванночкой, что в принципе практически одно и то же. Причем, печатать шаблон можно не только на пленке, но и на обычной белой офисной бумаге, просто перед экспонированием смочите ее каплей растительного масла.
Оттенок печати не имеет особой роли - черный или бордовый. Главный критерий - пропускает или не пропускает.
Шаблоны с низкой плотностью тонера чувствительны к пересвету, время экспонирования нужно четко выдерживать.

35 мин экспонирвания - это конечно не айс. Потратьтесь на комплект УФ-светодиодов, либо на несколько 1-Вт УФ светодиодов. Время экспонирования - пару десятков секунд.
При экспонировании шаблон обязательно надо прижимать стеклом, а печать на шаблоне должна находиться со стороны, прилегающей к плате, чтобы толщина шаблона не влияла на засветку, то есть чтобы под печать не засвечивалось.
Для ориентации и размещения шаблона на плате - делайте по углам шаблона визирные перекрестия.

Да, однокомпонентная маска намного проще по технологии нанесения. Ибо для двухкомпонетной нужно выплднять многого разнообразных действий, да еще и со специнструментом. Высчитать расход компонентов, взвесить с точностью до долей грамма, тщательно смешать, нанести через сетку, высушить при заданных температурах и времени, и лишь потом уже на экспонирование и проявку. Работа грязная и токсичная.
Кстати, лайфхак - если нет специальной термокамеры, сушить небольшие платы можно обычным термофеном от паяльной станции со снятой насадкой, или даже феном для волос.
Еще лайфхак - в качестве сетки подходит ткань органза - из нее обычно шторы (тюль) делают. А в качестве рамки - пара карандашей. Намотайте ткань на карандаши, натяните ткань над платой. Нужен помощник, который будет их держать. Возьмите резиновый штукатурный шпатель (есть такие, маленькие такие, без ручки). Положите на ткать полностью состав, и шпателем проведите по ткани. Готово!
Написанное - для двухкомпонентных масок.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 10:13 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
mazahakka писал(а):
но думаю проблема больше в чернилах. вот хочу залить более дорогие, как закончатся эти. даже у самого колорвея есть линейка чернил обычных и "повышенного" качества. т.к. фотки и шаблоны печатает достаточно точно, но на просвет видно, что черный цвет у него нифига не черный, а какой-то бордовый и слегка просвечивается

Проблема врядли уйдет с чернилами повышенного качества. Дело не в качестве, а в типе чернил. Подавляющее большинство струйников использует водорастворимые чернила, а они, увы, просвечиваются. Зато пигментные задерживают УФ даже лучше чем тонер лазерника. Я не знаю, есть ли под ваш принтер пигментные чернила, но если есть, то я настоятельно рекомендую взять именно их.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 10:25 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
BusMaster писал(а):
Струйник для фотошаблона не годится никчерту! Проверено уже.

Не порите чушь, ей больно. Как раз проверенно совершенно противоположное - лазерник в топку.
BusMaster писал(а):
Только лазерник. А для уплотнения тонера можно либо побрызгать на него специальным уплотнителем тонера, либо подвесить шаблон над ацетоновой ванночкой, что в принципе практически одно и то же. Причем, печатать шаблон можно не только на пленке, но и на обычной белой офисной бумаге, просто перед экспонированием смочите ее каплей растительного масла.

Это если повезет и тонер конкретного лазерника будет растворяться в ацетоне или в уплотнителе. На практике, например, тонер большинства самсунгов кладет на уплотнитель и ацетон с прибором и остается полупрозрачным, да еще и дырявым на просвет. Но даже если все работает, то геометрические искажения фотошаблона, которые дает лазерник, никуда не деваются. На практике это выливается в невозможность совместить стороны или разводку со сверловкой сделанной на станке при сколько-нибудь существенных размерах платы. И что совсем уж неприятно - эти искажения невозможно устранить масштабированием или другими преобразованиями рисунка, поскольку результат плавает от печати к печати. Два последовательно напечатанных фотошаблона на прогретом принтере, вполне могут расходиться на несколько мм при попытке их совместить.
BusMaster писал(а):
35 мин экспонирвания - это конечно не айс. Потратьтесь на комплект УФ-светодиодов, либо на несколько 1-Вт УФ светодиодов. Время экспонирования - пару десятков секунд.

На том светильнике, что у автора, засветка фоторезиста тоже занимает столько же времени. Засветка маски занимает существенно больше.
BusMaster писал(а):
Еще лайфхак - в качестве сетки подходит ткань органза - из нее обычно шторы (тюль) делают. А в качестве рамки - пара карандашей. Намотайте ткань на карандаши, натяните ткань над платой. Нужен помощник, который будет их держать. Возьмите резиновый штукатурный шпатель (есть такие, маленькие такие, без ручки). Положите на ткать полностью состав, и шпателем проведите по ткани. Готово!

Угу. Готово. Все перемазались в маске и нихрена не получилось. Если уж делать заход на двухкомпонентную, то без рамки, сетки и нормального ракеля результат будет... скажем так, весьма посредственный.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 10:38 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июл 2017, 11:48
Сообщения: 1951
Вы же сами про чернила написали, что они просвечивают, а про пигментные не знаете. Так что не противоречит сами себе.
Про то, что измажетесь без результата - это если у вас руки из жопы, то конечно


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 11:10 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
BusMaster писал(а):
Вы же сами про чернила написали, что они просвечивают, а про пигментные не знаете.

Я написал, что не знаю о пигментных чернилах для кэнонов. Действительно не знаю, поскольку выбросил кэнон почти сразу и взял эпсон. Для него (для многих дешевых моделей) есть пигментные чернила. Вот с ними получаются фотошаблоны такого качества, которое лазерникам даже не снилось в самых необузданных фантазиях. По контрасту, например превышение времени экспозиции в >10 раз (скажем, фоторезист светить 6-7 минут вместо положенных 30 сек) дает все еще пригодную для использования заготовку, которая спокойно проявляется. А по геометрии - идеальную повторяемость и высокую точность линейных размеров.
BusMaster писал(а):
Так что не противоречит сами себе.

Ваше неумение читать вовсе не значит, что я сам себе противоречу.
BusMaster писал(а):
Про то, что измажетесь без результата - это если у вас руки из жопы, то конечно

Я отстраиваю технологии так, что бы она не зависела от моей рукожопости/состояния/настроения. А уж тем более от рукожопости состояния и настроения помощника.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 13:34 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июл 2017, 11:48
Сообщения: 1951
Хотите нормальной технологии и результатов - заказывайте промышленное изготовление. Все равно до пром. вам не дотянуть, как бы не старались. Особенно по переходным отверстиям и многослойкам.
Заказать дешевле и проще, чем сделать аналогичную самостоятельно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 13:49 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
BusMaster писал(а):
Хотите нормальной технологии и результатов - заказывайте промышленное изготовление. Все равно до пром. вам не дотянуть, как бы не старались. Особенно по переходным отверстиям и многослойкам.

Вы ошибаетесь. В домашних условиях вполне достижимы параметры типичного сервиса: 0.15/0.15, переходные 0.3, маска и шелкография. С применением прямого экспонирования и при наличии ротоспрея стабильно делаются платы 0.1/0.1. Без них такого тоже можно достичь, но заметно геморнее. Вот многослойки - да, это уже значительно сложнее, нужен пресс, а это уже дома держать сложно.
BusMaster писал(а):
Заказать дешевле и проще, чем сделать аналогичную самостоятельно.

Вот только все растягивается на недели и месяцы, а плата по полной технологии в домашних условиях это примерно 5 часов работы. Для прототипов шелкография, чаще всего не нужна, да и маску можно однокомпонентную. Тогда готовая плата получается примерно за два часа с металлизацией и за час без нее. Если бы были сервисы по изготовлению плат over night, тогда, возможно, изготовление плат в домашних условиях и утратило бы смысл.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 13:54 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
mazahakka писал(а):
не рассчитана термоголова кенона на пигментные чернила, хоть и в родном черном картридже идут именно пигментные. заливал пару раз их в старый картридж черный - начинают подсыхать потихоньку в соплах. с ними надо постоянно печатать. побаиваюсь вообще пигментные заливать в снпч. все-таки это фишка эпсона, там и термоголова на них только и рассчитана.

Вобщем, правильный пигмент практически не сохнет в соплах. У меня были ситуации, когда я по полгода не печатал, потом штатно (утилитой принтера) промыл, перекалибровал голову и печать пошла без каки-либо проблем.

P.S. я использовал чернила InkTec E0013-100MB в SX130 а потом в L210 со штатной СНПЧ. лил черные чернила во все цвета.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 14:21 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
mazahakka писал(а):
вообще есть доступ к l-366 эпсону. стоит у знакомого. надо будет напечатать шаблон там попробовать, посмотреть разницу

Думаю, стоит попробовать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 15:53 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июл 2017, 11:48
Сообщения: 1951
Переходные, переходные... А металлизацию переходных? :)) Такое впечатление, что вы про это даже и не задумывались. Проволочками вставляете. А без сверлильного станка вообще нечего делать с 0,3.
Нет уж, платы на заказ обходятся гораздо дешевле самостоятельного изготовления, учитывая инструментарий и расходники, а про человеко-часы уже и не говорю.
Какие там недели/месяцы? Отсилы неделю-полторы, половина из которых - почтовая пересылка. А в это время можно заняться собой любимым - потратить время на спорт/отдых.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 16:10 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
BusMaster писал(а):
А металлизацию переходных? :))

Я указал время с учетом металлизации.
BusMaster писал(а):
Такое впечатление, что вы про это даже и не задумывались. Проволочками вставляете.

Не судите других по себе.
BusMaster писал(а):
А без сверлильного станка вообще нечего делать с 0,3.

У меня он есть.
BusMaster писал(а):
Нет уж, платы на заказ обходятся гораздо дешевле самостоятельного изготовления, учитывая инструментарий и расходники, а про человеко-часы уже и не говорю.

Я, как бы, в курсе, что удовольствие не очень дешевое. Но ускорение прототипирования в разы экономит куда больше времени, а мое время мне дороже.
BusMaster писал(а):
Какие там недели/месяцы? Отсилы неделю-полторы, половина из которых - почтовая пересылка.

Я описал свои реалии, вы свои. К тому же мне все равно, из-за чего мне приходится ждать.
BusMaster писал(а):
А в это время можно заняться собой любимым - потратить время на спорт/отдых.

Мое хобби и есть то, что я делаю для себя, мой отдых.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 16:56 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июл 2017, 11:48
Сообщения: 1951
Хм... И стоило вам писать столько буковок?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 16:58 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 1768
BusMaster писал(а):
Хм... И стоило вам писать столько буковок?

А вам? Особенно учитывая, что вы основывались на домыслах, а я на опыте.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: кто пользовался UV маской для плат в шприцах LY-UVH900?
СообщениеДобавлено: 29 дек 2017, 11:37 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2010, 11:56
Сообщения: 2698
Откуда: Винница
Пардон, что встрял с репликой с галёрки. Главные буковки здесь. :)
И здесь.
И это далеко не всё.

_________________
Китайская комплектация - европейское качество!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB