Easyelectronics.ru

Электроника для всех
Текущее время: 16 окт 2019, 04:58

Часовой пояс: UTC + 5 часов



JLCPCB – Прототипы печатных плат за $2/10pcs (Любой цвет!)
Крупнейший производитель печатных плат и прототипов. Более 600000 клиентов и свыше 10000 заказов в день!
Получите скидку на почтовую отправку при первом заказе в JLCPCB!

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 08 окт 2018, 15:59 
Заглядывает иногда

Зарегистрирован: 15 июл 2018, 21:49
Сообщения: 68
Привет!
Намучился с аэрозольным фоторезистом Positiv20. Экспонируется уф лампой и проявляется в щелочи вроде нормально, но при травлении тонкие места фоторезиста отслаиваются, дорожки, соответственно, травятся плохие, кривые и оборванные. Мыл заготовку Сифом, шкурил, протирал железной губкой, подогревал перед нанесением фоторезиста, замораживал перед нанесением фоторезиста, замачивал в спирте и ацетоне, сушил фоторезист по двое суток, сушил в печке, выдерживал час в темноте после экспонирования, всё одно - плохо клеится фоторезист.

Наткнулся на ролик с Резонита https://www.youtube.com/watch?v=qTlPzAVGUto На 0:30 говорят, что перед нанесением фоторезиста надо химическим способом повысить шероховатость меди, дабы фоторезист за нее лучше зацепился. Как они это делают?

При травлении медь становится грязно-бордовой, появляются микронеровности. При протирании ортофосфорной кислотой - то же самое.

Вот думаю, перед обрызгиванием из баллончика окунуть плату на пол-минуты в хлорное железо или кислоту, чтобы образовать эти самые микронеровности. Кто-нибудь так уже делал?
Одно дело шкурить, другое дело - "наномасштабы".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 08 окт 2018, 16:09 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2471
Kubrikov писал(а):
Вот думаю, перед обрызгиванием из баллончика окунуть плату на пол-минуты в хлорное железо или кислоту, чтобы образовать эти самые микронеровности. Кто-нибудь так уже делал?
Одно дело шкурить, другое дело - "наномасштабы".

Хлорное железо травит медь целиком и сглаживает микрошероховатости. Для микротравления используют персульфаты (натрия либо аммония), вот они травят по зернам меди и увеличивают микрошероховатость. Собственно, в промышленности именно они и именно для этой цели используются.

P.S. еще хорошо работает чистящий порошок типа "пемолюкс" (или любое другое похожее средство). правда, я им пользуюсь только для сухого пленочного фоторезиста, как такая поверхность будет взаимодействовать с позитивом - не знаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 08 окт 2018, 16:12 
Заглядывает иногда

Зарегистрирован: 15 июл 2018, 21:49
Сообщения: 68
Продается, стоит недорого https://www.chipdip.ru/product0/9000059699

Подтравливаем плату, отмачиваем в ацетоне, дабы удалить всю дрянь (только ни в коем случае не протираем, не хватало нам еще на плате лишних волокон от ваты или тряпки).
Сушим, наносим фоторезист, и в этом же растворе травим окончательно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 08 окт 2018, 16:17 
Заглядывает иногда

Зарегистрирован: 15 июл 2018, 21:49
Сообщения: 68
Evsi, а чем пленочный лучше? Вроде жидкий фоторезист как раз наоборот должен затекать во все щели и клеиться лучше, а под плёночным куча воздушных микропузырей образуется.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 08 окт 2018, 16:21 
Старожил

Зарегистрирован: 10 окт 2014, 00:48
Сообщения: 6213
По своему опыту - если плату отшкурил, значит выбросил. Хозяйственная поролоновая губка с ворсом и пемолюкс.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 08 окт 2018, 16:25 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2471
Kubrikov писал(а):
Evsi, а чем пленочный лучше? Вроде жидкий фоторезист как раз наоборот должен затекать во все щели и клеиться лучше, а под плёночным куча воздушных микропузырей образуется.

Под пленочным, при правильном нанесении, никаких пузырей не образуется.
А чем лучше - никогда особо не интересовался, но это основной способ изготовления плат в промышленности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 17:07 
Заглядывает иногда

Зарегистрирован: 20 апр 2017, 09:13
Сообщения: 178
Откуда: Копейск
u37 писал(а):
По своему опыту - если плату отшкурил, значит выбросил. Хозяйственная поролоновая губка с ворсом и пемолюкс.

сам фоторезистом не пользуюсь но для повышения образованности ...
а почему так ? помойму после наждачки 2000 он будет блестеть как у кота бубенцы ... а есть ведь и большая гритность ...

сам для лута пользую 500-600 наждачку и все прекрасно прилипает ...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 17:34 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 июн 2015, 17:41
Сообщения: 2618
Откуда: Русь, Новороссийск
Опять "что лучше"? :)

Сиф (впрочем, любое моюще-обезжиривающее) + губка с ворсой + УФ-плёнка наклеивается под водой в корытце без пузырей + иногда чуть "прижариваю" её к плате чуть тёплым утюгом.

Минимум телодвижений и стопроцентный результат (когда все операции известны).

ЛУТ забыт как страшный сон.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 17:49 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2471
Kubrikov писал(а):
Сушим, наносим фоторезист, и в этом же растворе травим окончательно.

Вот только для травления персульфаты не самый лучший выбор. Идеальный травящий раствор - соляная кислота с перекисью. Хорошо работает серная (аккумуляторный электролит) с перекисью и небольшим количеством соли. Чуть хуже (медленнее, в остальном все тоже самое) - лимонная кислота с перекисью (ей тоже немного соли нужно). Вобщем, хорошо (и правильно) травят все растворы построенные по схеме кислота+перекись (+соль, при необходимости).

P.S. серная или соляная кислота с перекисью травят просто ураган - несколько минут и плата идеально вытравлена, без подогрева, трудноудаляемых пятен и с минимальным подтравом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 17:58 
Старожил

Зарегистрирован: 10 окт 2014, 00:48
Сообщения: 6213
В царапины на меди плохо приклеивается, по ним идет как подтрав (капилярный эффект), так и следствие - отслаивание. /наверно
А по факту - что сказал выше.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 18:06 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2471
u37 писал(а):
Хозяйственная поролоновая губка с ворсом и пемолюкс.

Вот-вот. Я в свое время отказался от Cif-а и перешел ровно на такую же комбинацию. Получается идеальная микрошероховатая поверхность, за которую фоторезист держится намертво. К слову, в промышленности используется очень похожий метод подготовки поверхности и параметры фоторезиста подобраны для оптимальной адгезии именно на такую поверхность.


P.S. если кто не в курсе: последовательность простая - порошок на губку и драим плату круговыми движениями, периодически ополаскивая ее и контролируя то, как вода смачивает поверхность платы. вода должна растекаться по поверхности не образуя никаких локальных "дырок". в добавок плата приобретает совершенно характерный оттенок (фотки бесполезны, это надо видеть самому), так что при некотором опыте правильность подготовки поверхности в процессе можно контролировать на глаз.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 18:43 
Старожил

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 3519
:)


Последний раз редактировалось iev91 19 май 2019, 18:53, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 18:46 
Только пришел

Зарегистрирован: 09 окт 2018, 15:56
Сообщения: 27
все мои мучения с фоторезистом сводились к хреновому фотошаблону и концентрации раствора для проявки.

никаких шероховатостей не нужно, годиться даже окисленный текстолит после обработки самой мелкой шкуркой и губкой с порошочком, если не планируйте делать дороги шириной менее 0,5мм.

результат отличный почти всегда.

Двойной фотошаблон струйником на пленке, 6 минут экспонирования через оконное стекло двумя лампами с расстояния 30 см, и проявка - две чайных ложки кальцинированной соды на 400 мл немного теплой воды.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 20:52 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2471
SSkot писал(а):
Двойной фотошаблон струйником на пленке, 6 минут экспонирования через оконное стекло двумя лампами с расстояния 30 см, и проявка - две чайных ложки кальцинированной соды на 400 мл немного теплой воды.

Вот за что люблю пленочный ФР, так за его технологический диапазон - можно хоть левой ногой и правым ухом все делать, если не нужны мелкие нормы. Действительно, если делать так, как вы описали, то около того дорожки и должны получаться, если понадобится меньше, то процесс привести в порядок. Вообще, по мере уменьшения норм, требования к процессу ужесточаются, и меньше 0.15/0.15 в домашних условиях сделать хоть и можно, но овчинка выделки не стоит - слишком геморно.

P.S. если струйник епсон, то залейте в один из картриджей специальные черные чернила и у вас получатся изумительные, практически идеально непрозрачные шаблоны. затем поставте светильник помощнее и перекалибруйте экспозицию, она должна быть в диапазоне 30-60сек, это оптимум для ФР. после этих двух изменений, вы сможете без проблем проявлять в растворе практически любой концентрации, ФР можно будет смыть полностью только ацетоном или другим растворителем, в проявителе он легко будет лежать часами, не слезая и не набухая.

P.P.S. забыл сказать: нормы 0.15/0.15 будут получаться в одно касание, с надежностью автомата калашникова.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 21:07 
Старожил

Зарегистрирован: 15 янв 2018, 18:52
Сообщения: 854
а у меня вот другая проблема - задолбало, что не могу нормальный хж достать уже пару месяцев. все что не покупаю - делаю термоядерный раствор и его все равно надолго не хватает (храню в темном стекле в герметичной посудине) - до 5 травлений и раствор можно выкидывать...
до этого на одном растворе до 3 месяцев мог пользовать с большим расходом плат... вообще какая-то абсурдная фигня, т.к. стоит он копейки. мешают его с чем-то?

вот планирую опять попробовать перекись с лимонкой и солью. рецептиком по "дозировке" оптимальным не поделитесь?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 21:18 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2012, 20:35
Сообщения: 2471
mazahakka v2.0 писал(а):
рецептиком по "дозировке" оптимальным не поделитесь?

Вот.
Общий обзор с линками на разные методы травления есть тут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Подтравить медь перед нанесением фоторезиста, поднять шерохо
СообщениеДобавлено: 09 окт 2018, 22:16 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 04:10
Сообщения: 1931
Откуда: Харьков
Полюзуюсь Positiv20, никаких проблем с нанесением и отслаиванием не наблюдал. Все делаю по инструкции. "шкурю" металлической "мочалкой" для посуды, потом промывка в горячей воде. Нанес, подсушил, прогрел утюгом что высох и вперед, засвечивать, смывать и травить.
Может лак уже старый или сушите как-то не так.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB