Easyelectronics.ru

Электроника для всех
Текущее время: 22 окт 2019, 11:13

Часовой пояс: UTC + 5 часов



JLCPCB – Прототипы печатных плат за $2/10pcs (Любой цвет!)
Крупнейший производитель печатных плат и прототипов. Более 600000 клиентов и свыше 10000 заказов в день!
Получите скидку на почтовую отправку при первом заказе в JLCPCB!

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Травление никеля
СообщениеДобавлено: 25 янв 2019, 13:51 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 04:10
Сообщения: 1931
Откуда: Харьков
UPD: Переименовал тему, чтоб соответствовала содержимому.

Никогда такого не было и вот опять.
Понадобилось мне тут травить никелевую пластину с помощью негативного фоторезиста. Негативный взял потому, что при позитивном пришлось бы вытравливать огромные площади или делать фотошаблон с большой площадью, что не очень хорошо получается.
С позитивным на платах я работаю и вообще без проблем. А тут какая-то лажа.
Взял той же фирмы что и позитивный. Т.е. как бы все должно быть одинаково. Время засветки через оконное стекло 1 мин. Фотошаблон напечатанный лазерником с высокой четкостью и затемнен спреем. Вроде все условия, но блин, шелушится зараза сразу после проглаживая утюгом после нанесения перед экспонированием. Появляются микротрещинки и потом там же протравы. ЧЯДНТ? Пробовал меньше греть, то же самое. Старый резист попался?
Которая фигня - при проявке в растворе обычной пищевой соды поверхность речиста становится такой шероховатой. Как будто часть резиста вымывается. Почему такое может быть? С позитивом такого нет.

И второй вопрос - кто-то травил никель в ХЖ? Травится очень медленно, можно как-то ускорить но чтоб не снижать качество?


Последний раз редактировалось alexsam 13 фев 2019, 01:59, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 25 янв 2019, 16:10 
Старожил

Зарегистрирован: 16 авг 2012, 23:27
Сообщения: 1932
Откуда: Москва
Негативных фоторезистов много разных, о каком речь? Какая температура утюга, может он пережаривается? Ну и экспонирование подбирать перед использованием надо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 25 янв 2019, 18:34 
Старожил

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 3518
:)


Последний раз редактировалось iev91 19 май 2019, 16:00, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 09 фев 2019, 03:09 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 04:10
Сообщения: 1931
Откуда: Харьков
iev91 писал(а):
Да, резист плохо пристает к никелю. Никелированные платы у меня получались, но на грани брака. Слой никеля был 1 микрон. Сам металл какой-то маслянистый, видно, что жидкость с него скатывается. Попробуй покрывать деталь медью, а потом резистом.


В общем этот совет работает (а с чего бы ему не работать?). НО! Мне то нужна никелевая деталь а не покрытая медью... А убирать медь после травления то еще удовольствие. Да и не правильно это как-то.. Но для эксперимента и прототипа сойдет конечно.
Спасибо.

Если у кого есть еще какие-то варианты как можно увеличить адгезию резиста к никелю - буду рад.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 09 фев 2019, 03:40 
Старожил

Зарегистрирован: 15 янв 2018, 18:52
Сообщения: 854
мб смена технологии? луту по-идеи пофиг к чему липнуть - к никелю или меди :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 09 фев 2019, 04:40 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 04:10
Сообщения: 1931
Откуда: Харьков
Не, лут такой точности не дает.
Нужно протравить 0.15 мм в пластине 0.15мм... Травим с двух сторон навстречу. Фоторезист уже взял позитивный, все равно, гад, отваливается..

Кстати фотошаблон с лазерника заменил на фотопленку. Я реально офигел от качества... Плотность 4Д, разрешение 2600dpi, практически не просвечивается (как маска сварщика). Сама пленка тонкая и очень хорошо пропускает свет в тех местах где не засвечена.
Короче, всем советую, поищите у себя в городе конторы которые делают фотовывод. Только одна проблема - они мелкие шаблоны обычно не делают а собирают в заказ, потому как пленки там широкие.
Но качество просто бимба.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 09 фев 2019, 12:01 
Старожил

Зарегистрирован: 26 ноя 2012, 10:28
Сообщения: 4011
Откуда: КЧР, поселок Нижний Архыз
Я мучился со старым фоторезистом, который вообще не лип к меди, и пока из Китая на волах ко мне везли новый, я вот как решил проблему: отрезал с полметра некондиционного, снял защитные пленки и замочил фоторезист в ацетоне. Потом экспериментально, понемногу добавляя ацетон, добился такого состояния, чтобы была хорошая смачиваемость и на фольге оставался слой некоторой толщины. Наношу на медь эту жидкую мазюкалу, высушиваю в течение 5-10 минут на батарее и прикладываю фоторезист. Утюгом немного проглаживаю, чтобы лучше пристало — и все, засвечиваю, "проявляю".. Все получалось вполне нормально (правда, извел еще сантиметров 30 фоторезиста, пока отработал нормально технологию; но там все равно считай метра 3 кусок некондиции был).

Я это к тому, что можно попробовать тоже сделать такой "жидкий фоторезист" и с его помощью попробовать приклеить листовой. Возможно, возьмется намного лучше, чем насухо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 09 фев 2019, 15:15 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 04:10
Сообщения: 1931
Откуда: Харьков
Да, интересная мысль... Но я уже пробовал POSITIV20 он тоже отлетает местами, зараза...
Сегодня должны привезти какой-то китайский жидкий, посмотрим что с ним получится...
Тут еще проблема в том, что травление глубокое. 0.17-0.2 мм стравить даже с двух сторон это не просто так.
Как это травят с ровными краями и без подтравов - я ХЗ. И не понятно на каких форумах про это почитать.
В тырнетах засрано все одними травлениями ножей и пробей лабуды по нержавейке, но оно мне не подходит


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 09 фев 2019, 16:58 
Старожил

Зарегистрирован: 26 ноя 2012, 10:28
Сообщения: 4011
Откуда: КЧР, поселок Нижний Архыз
Можно еще попробовать паяльную маску вместо фоторезиста: она более устойчива.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 09 фев 2019, 18:16 
Заглядывает иногда

Зарегистрирован: 28 сен 2018, 00:25
Сообщения: 163
alexsam писал(а):
Тут еще проблема в том, что травление глубокое. 0.17-0.2 мм стравить даже с двух сторон это не просто так.
Как это травят с ровными краями и без подтравов - я ХЗ.

струйное травление вообще и ротаспрей как один из вариантов реализации
https://www.instructables.com/id/The-Et ... ay-etcher/
обрати внимание на Results
Цитата:
The depth of etch is 0.35mm and the undercut is only around 0.05mm.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 09 фев 2019, 20:36 
Старожил

Зарегистрирован: 05 фев 2013, 00:58
Сообщения: 3518
:)


Последний раз редактировалось iev91 19 май 2019, 15:54, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Негативный фоторезист меня замучал...
СообщениеДобавлено: 13 фев 2019, 01:55 
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 04:10
Сообщения: 1931
Откуда: Харьков
В Общем если кого угораздит стравить никель, то результаты на данный момент таковы:
на первом месте - перед нанесением резиста обезжириваем и окунаем в травильный раствор, тем самым матируем поверхность. Дальше нужно быстро промыть и нанести жидкий резист или из спрея. Пленка не подходит. Важно сделать это очень быстро, чтоб не дать образоваться пленке из окислов. Минус - только жидкий резист и требуется электрохимическая полировка в кислотах. Так же может иногда отслаиваться, если замариновали или промыли потом слабо. Но результат в целом нормуль. Для моих требований брак где-то 15%, но у меня там все сложно.

Второе место - предварительное меднение, потом фоторезист и травление как обычно. Подтравов минимум, стенки ровные. Минус - гемор с меднением и потом удалением меди. Удаляется тем же чем и травим, но потом требует электрохимической полировки. Можно провтыкать с удалением меди и стравить лишнего с никеля. Но резист держится и можно использовать пленку. брак 2-5%. но сложно.

Третье место - обезжиривание и матирование наждачной шкуркой мелких калибров, затем нанесение резиста лучше жидкого. Минус - результат ХЗ. У меня выход был 50/50. 0.7 "дорожка" может отвалится запросто. брак >50%

В пути какая-то жижа, которой мажут валы для травления в типографии (по совету iev91) посмотрим что получится.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB